Обучающая поездка в Таиланд в декабре 2012 года

Учимся тайскому массажу и отдыхаем.
Таиланд, декабрь 2012 г.

Любовь Сокольская

Вот уже в четвертый раз мы традиционно привозим группы на обучение тайскому массажу в Таиланд. В это время мы не только учимся в лучших школах тайского массажа, но и знакомимся со страной и бытом тайцев, отдыхаем, путешествуем. В этой статье читайте описание нашей последней поездки, которая состоялась в декабре 2012 г. За это время мы прошли курсы в трех школах - ITM (International Traning Massage School) (Chiangmai), Ong's Traning Massage School (Chiangmai), Chetawan&Wat Po Tradicional Massage and Medicine (Bangkok). Между курсами мы проехались по северным провинциям - побывали в Чианграе, на горячем источнике Hot Spring, Золотом Треугольнике, побывали на острове Пхукет, а последнюю неделю отдохнули на острове Чанг.

В 2013 году наши поездки состоятся в конце июля и в декабре. По вопросу присоединения пишите на e-mail: siam9@mail.ru

2 декабря в ночь я вылетела из Новосибирска, а к вечеру уже ехала к своему отелю в Чиангмае. Чиангмай – моя любовь с первого вздоха. Как я люблю его узкие улочки, канал, старые стены; его неугомонный ночной базар, пальмы, тепло, солнце, фруктовое изобилие. Да все люблю, перечислять можно бесконечно.

Неделей раньше сюда прилетел Валера Дружинин, так что московскую группу, которая прилетела на час раньше меня, он уже встретил и повел в кафешку ужинать. Там мы с ними и встретились. Заочное знакомство уже состоялось: группа набиралась через интернет. Теперь мы познакомились лично, а спустя всего лишь 1 час уже ехали на красной машине по направлению к воскресному базару.

Конечно, как я и предвидела, краски, изобилие, толпы людей и смешные по российским меркам цены сделали свое дело – мы увлеклись и потеряли друг друга: две Ирины ушли вперед, а мы с Викой Сазоновой остались на месте. Поискали, пройдя вперед по улице и назад, но безуспешно. Решили все же не возвращаться, а сделать по массажу стоп, надеясь, что наши спутницы вернутся и пройдут мимо нас. Но нет, встретились мы только в отеле.

На следующий день начались занятия по 1 уровню Nuad Bo-Rarn в школе ITM. Курс сложный, а в первый день еще и насыщенный теоретическим материалом. Девочки по-английски не понимают, Валера тихонько им переводит. В группе 11 человек: французы, бразильцы, американцы, канадцы, один кхмер, который живет во Франции, и турчанка. Русских только трое, да еще русские преподаватели – это мы с Валерой.

В среду, 5 декабря знаменательный день для Таиланда - день рождения короля. Нам предлагают принять участие в церемонии поздравления короля в составе делегации школы ITM. Сам праздник оказался очень красочным и интересным, ITM вышел с большой интернациональной группой. Это как демонстрация плюс поздравления от каждой группы (которую допустили к поздравлению, ибо берут не всех). Прикольная тусовка! Здесь это совершают с большим размахом.

В четверг к нам присоединяется новосибирская группа. Они уже прошли 1 уровень у меня в Новосибирске, а здесь повторят материал последнего учебного дня и сдадут экзамены. Можно было бы экзамены не сдавать, мы имеем право на сертификацию от имени ITM School  у себя дома, но так все же круче, к тому же, девоки сразу влились в коллектив студентов школы ITM.

На следующий день мы в полном составе едем в парк, где по пятницам проходит гимнастика, затем возвращаемся в школу, где нас ждет не просто кофе-брейк, а фруктовое угощение, после которого начнется экзамен. У школы ITM есть прекрасная открытая веранда, где и происходят чаепития. Здесь много зелени, много цветов и очень чисто. Здесь же есть вытяжка, где дымят курильщики. Больше всего курящих среди японцев. Пока мы мыли ноги, пока поднимались наверх и наливали себе чай-кофе, многого нам не досталось, что досадно. Особенно быстро съели вкусный рис, который варится в кокосовом молоке и маленькие вкусные кексики. А жаль. Ну ничего, в следующую пятницу будем более оперативными.

Для экзамена выделили зал на 1 этаже. Всего сдают 7 пар, 14 человек. Приносят коробку, и все тянут номерки. Каждого номера по два, так создаются экзаменационные пары – один сдает до ланча, второй после. Еще накануне девочкам сказала, что лучше сдавать первой. Тогда после ланча просто принимаешь массаж и ни о чем не беспокоишься. Но две пары попались наши, поэтому все равно. Итак, все готовы, экзамен начинается, а я ухожу по делам.

Возвращаюсь в половине третьего, все уже сдали, причем очень хорошо – самый низкий балл 92 из 100. Очень хорошие результаты. Девочки довольны, уже все успокоились. Сейчас начнется награждение тех, кто курс завершил, потом мантра, а после нее – отдыхаем все выходные!

Здесь это называется на английский манер - weekend. У нас он планируется насыщенный. На следующий день, в субботу нам предстоит экскурсия к Золотому Треугольнику — месту, где сходятся три страны – Таиланд, Лаос, Бирма. В воскресенье совершаем паломничество к буддийской святыне – храму Дой Сутеп. А вечером в пятницу все предоставлены сами себе, все уже освоились, благо в Чиангмае очень спокойно, можно гулять хоть всю ночь напролет.

В субботу утром за нами приезжает минибас, мы в него садимся и начинается наша экскурсия. К сожалению, нас забрали в последнюю очередь, и нам достаются не самые лучшие места. Гид – веселый шустрый таец, который беспрестанно громко говорит или так же громко беседует по телефону. Тем не менее, мы узнаем, что он родом из Чианграя, куда мы первым делом и направляемся.

Первая остановка - горячий источник Hot Spring. Красивое местечко, где температура воды бьющего из-под земли источника достигает 90 °С. Местные жители варят в этой воде яйца, а потом продают их туристам. Здесь же рынок, где продают серебро, самоцветы, разную одежду. Здесь же голодные могут позавтракать и попить кофе или чай.

Меня заинтересовал домик для духов, где среди привычной снеди лежала тушка поросенка. Я даже подошла поближе, чтобы удостовериться, что это не муляж. Нет, настоящая тушка. Интересно, куда все это потом девается? Мясо заберут и съедят или куда-то закопают? Надо спросить у тайцев. Проходит полчаса, и мы трогаемся в путь.

Следующая остановка – великолепный Белый храм Wat Rong Khun, чудо архитектуры. Я уже не первый раз здесь, и всякий раз наслаждаюсь необычностью этого храма, его каменным кружевам, фантазией строителей и художников. Храм очень необычный и по форме, и по содержанию. Задерживаться более 30 минут экскурсиям запрещено, Маринка сетует, что не успела как следует пофотографироваться, но делать нечего, надо трогаться.

Без остановок следуем до Золотого Треугольника, печально знаменитого в недалеком прошлом места, где наркотики были настолько же доступны, что и чашка кофе. Один грамм наркоты стоит 1 как грамм золота. Опиум и героин.

Садимся в катер, который немножко прокатил нас по реке Меконг, а затем доставил на местную достопримечательность - маленький лаосский рынок. Меконг очень длинная река, она протекает через все страны Юго-Восточной Азии. В этом месте она разделяет Лаос и Таиланд, так что одни берег принадлежит одной стране, а другой берег – второй. Это кажется необычным. Переправляемся на берег Лаоса. Никакие отметки о пересечении границы здесь не ставятся, мы лишь платим по 30 бат за пребывание на территории Лаоса. Здешний базар кажется мне гораздо более бедным по сравнению с прошлым моим посещением. Но, тем не менее, что-то прикупили себе все – кто-то сумки, кто-то сувениры. Я купила покрывала со слонами из тайского шелка для школы. В память о том, что наши ноги ступали на лаосскую землю у нас остались бумажки с печатью королевства Лаос.

Наступило время обеда, и нас везут в китайский ресторан. Это место хорошо знакомо нам с Валерой, мы здесь бывали несколько раз. Когда приезжаешь в Таиланд на срок более месяца, приходится раз в месяц продлевать свою визу. Это здесь делается следующим образом. Турист покидает Таиланд и тут же въезжает снова. Турфирмы имеют для этого специальные туры, они называются viza-run. Гид переводит туриста через границу Мьянмы (Бирмы), минут двадцать он тусуется по местному базарчику, а затем все происходит в обратном порядке: турист покидает Мьянму и въезжает в Таиланд. Еще 30 дней можно жить спокойно.

Но о ресторане. Пищи здесь много, разнообразие удивительное, но много незнакомых блюд, есть настолько острые, что есть их могут немногие иностранцы. Поэтому надо быть осторожнее. Мы обычно делаем так: из всех лотков берем по маленькому кусочку, а потом накладываем то, что понравилось. Очень много очень острой пищи, которую нам просто невозможно взять в рот.

С острой пищей у меня было в Таиланде несколько поучительных эпизодов. Я всегда считала, что люблю острую пищу, потому что ходила вот уже на протяжении месяца обедать в тайскую кафешку, которую мне показал один парень из Финляндии, и всегда в их пищу добавляла острый соус чили. Я тогда еще не знала, что та кафешка уже адаптировала пищу под иностранцев.

Один раз решила не идти туда, а взять разной тайской еды и пообедать у себя в номере. Вижу, подъехал лоток с пищей, тайцы столпились возле и берут разную еду. Становлюсь в очередь и замечаю, что берут люди. Вот дошла очередь до меня. Показываю пальцем, что мне надо, разных блюд 4 или 5. Мне дают еще и коробочку риса. Для тайцев рис как для нас хлеб.. Они едят с ним абсолютно все. Я же самоуверенно полагаю, что рис мне не нужен, но все же беру. Приношу все это богатство к себе в номер и предвкушаю богатую трапезу. Не тут-то было! Ни одно из выбранных мною блюд, кроме риса, есть просто невозможно.

Второй эпизод связан с моей подругой по учебе Андрианой из Кейптауна. Она как-то вечером пригласила меня поесть папай-салат. Приходим в кафешку, садимся за столик. Хозяйка спрашивает: «Спайси? Ноу спайси?». В смысле, остро или нет? Я отвечаю: «Мидиам» (средне). А вот и не надо было мне это говорить! Ихнее «ноу спайси» как раз для нас и хорошо. Короче, позориться не хотелось, съела я все это с большим трудом. Представляете, что было у меня во рту?

Заканчивается наш обед. К китайскому ресторану примыкает отдел по продаже ювелирных изделий, и наши гид советует нам хотя бы посмотреть витрины. Обычная практика в Таиланде – ювелирка на каждом шагу, все экскурсии обязательно везут на ювелирную фабрику, фабрику латекса, крокодиловую или змеиную ферму. Посмотрели украшения, но никто ничего не купил.

Следующая остановка в деревне каренов – длинношеих. Мы уже устали, хотим поскорее вернуться в Чиангмай. До последнего надеемся, что в саму деревню никто не пойдет. В деревне давно уже все стилизовано, театр для туристов. Но не тут-то было. Половина группы пошла в деревню, а мы остались бродить по базарчику. Те самые национальные шапочки, которые мне так нравятся! Но я их не покупаю, как везти их домой? Зато я покупаю новые подарки для нашей школы - деревянные резные панно со слонами, которыми очень давно хотела украсить зал в школе СИАМ.

Ну, вот и все, группа возвращается, мы садимся в автобус и теперь уже без остановок едем в Чиангмай, в который прибываем в половине девятого. Все остаются в отеле, устали, а мы с Ириной Труфановой все же съездили на субботний рынок. Я-то точно знаю, что мне надо, давно уже вывожу по частям декор для нашей тайской школы в Новосибирске.

В воскресенье мы посещаем храм на горе – Дой Сутеп, где проводим полдня. Это храм – один из самых главных в Таиланде и самый главный на Севере. Атмосфера здесь благостная и мирная. Красиво, чисто, умиротворенно. Я очень люблю это место, каждый свой приезд в Чиангмай я прихожу сюда. После обеда все разбредаются по своим делам. Завтра начинается новый курс.

В понедельник, 9 декабря мы продолжаем обучение на 2 уровне Nuad Bo-Rarn. Этот курс сложнее, к тому же ни у кого нет никакого задела, поэтому все в равных условиях.  К нам присоединяются две девушки из Питера, Саша и Карина, которые учатся на курсе CAPT, и выпускница этого же курса Светлана из Казани, которая приехала учиться на учительский курс, но по-английски не говорит вообще.

Во вторник в школе ITM день уважения России! А вот что случилось. С утра русской группе выделили отдельную комнату, поэтому теперь Валера переводит в полный голос. Все остальные занимаются отдельно от нас. В комнате напротив - японская группа. У них свои учителя и свой язык. Преподавание на русском языке ведется впервые. Растет ITM с нашей помощью: преподавание на четырех языках - это круто, не правда ли?  Свете предоставили возможность вести демонстрацию на русском языке. Повезло ей! Помню, как мне было сложно проводить демонстрации, на которых было много мелочей тайского массажа, да еще и по-английски их надо было объяснять. Она все говорит по-русски, потому что вся группа – русская. Более того, письменный экзамен, который она написала по-русски, Валера просто перевел.

Присматриваюсь к залу, у котором мы занимаемся – на стене висят часы, которые мы подарили Джону, когда он преподавал у нас в Новосибирске. Очень приятно видеть свои подарки.

После обеда попросили меня поработать учителем, на что я, конечно, согласилась. Люблю я это дело. Света показывала на мне, а я - на ней. Тайские учителя наблюдали за процессом.

А в обед нас ждал еще один сюрприз: Атчара пригласила всю русскую группу на обед штата ITM. Угощали нас супом као сой, который мне лично очень понравился.
И сегодня вечером мы закончили курс массажа гуаша в школе Ong's. Новосибирцы и нижегородцы, которым надо пошкрябать спинки, записывайтесь!

Девочки учатся очень старательно, на самостоятельных практиках отрабатывая все, что давалось в этот день. Но к четвергу усталость дает о себе знать, и они все больше и больше дают себе послабку.

В результате, экзамены сдали похуже, чем первый уровень. Но это уже не так уж и важно! Главное, что все экзамены сданы, сертификаты получены.

Мы прощаемся с замечательной школой ITM, с любимым Чиангмаем, а поздно вечером летим к морю, на славный остров Пхукет. Всего 1,5 часа – и мы на другом конце Таиланда, на морском побережье. Нас встречают на минибасе, мы загружаем свои многочисленные сумки и едем в то место, которое станет для нас домом на ближайшие два дня. Размещаемся мы в двух отелях неподалеку друг от друга, у обоих очень зеленая территория, красиво, чисто, уютно. В нашем отеле из дверей можно сразу нырнуть в бассейн, что мы с Викой и делаем, как только поставили в номер сумки. Оказывается, что один бассейн с пресной водой, а второй – с морской. Оба теплые, чистые. Плаваем, пока не засыпаем на ходу. Завтра встреча с Андаманским морем! А назавтра, быстро позавтракав, бежим на море и ныряем в его прохладную воду, соленую, чистую, изумрудную. Здравствуй, море! Как славно-то.

Быстро пролетели два дня, и вот мы уже в Бангкоке. Завтра нам предстоит встреча с главной школой тайского массажа в Таиланде – школой храма Wat Po.

Утром мы на месте, оформляемся, поднимаемся на второй этаж, и начинается урок. Сначала рассказывают о порядках в школе, расположении учебных классов и вспомогательных необходимых мест. Затем начинается демонстрация. Показывают сразу три блока. Это 2/3 всей массажной схемы. Удивляюсь: ведь никто ничего не запомнит! А и не надо, все продумано. Сейчас начинается обед, можно подняться на 5 этаж и покушать тайскую еду всего лишь за 30 бат. А после обеда мы начинаем занятия на третьем этаже.

После обеда мы приходим в класс, где маты лежат на полу, как нам и привычно работать. На нашу группу из 6 человек выделяется 3 учителя. Два берут по три человека, а третий, вернее, третья – «на линии», она будет помогать.

Два студента работают друг на друге, а третий с учителем. Идет параллельная демонстрация. Учитель делает, студент за ним повторяет. Затем тот, кто работал с учителем, передвигается под второго студента, который делал – под учителя, который лежал под студентом начинает делать массаж. Так и меняются. Всего первый блок повторили 3 раза.

Затем студенты начинают работать друг с другом, учителя помогают, подсказывают и поправляют. На каждую пару один учитель. Очень хороший пригляд!

На следующий день повторяется первый блок в той же последовательности, затем к нему прибавляется второй блок. Делают уже два блока подряд, все так же меняясь.

На третий день прибавляется третий блок. И так далее. Практики много, перерывов почти нет. Все работают почти синхронно.

На четвертый день нашу группу всю перемешали, к нам добавили других, и теперь у нас нечетное количество студентов. Просят меня поработать. Конечно, соглашаюсь. Я уже проходила этот курс, схему помню очень хорошо.

В пятницу с утра повторяется весь материал, затем показывается факультативный блок – массаж живота. После обеда – экзамены. Все таинственно, мы не знаем, кто будет принимать экзамены, наши учителя тоже не знают. Говорят лишь комнату, в которой будет происходить. Эта та самая комната, где начинались занятия.

Экзамены приходится сдавать на столах. Не очень привычно, но что делать. Поскольку в группе нечетное количество студентов, один, китаец Ной, остается без пары. Подходит ко мне, предлагает с ним поработать. Ну что ж, значит, надо работать. Экзамены будут проходить по одной стороне, на них выделяется 1 час. Начали. Все работают почти синхронно. Надо же, схему практически все запомнили.

После практической части экзаменаторы обходят всех и спрашивают теорию. Все. Сдали первые. Ура.

Начинается вторая часть. Кто работал – получает счастье. Ну вот и все. Экзамены сданы, сертификаты получены. Здесь вручение происходит не так торжественно, как в ITM. Но все равно здорово.

Это последний день московской группы в Таиланде. На следующий день утром они улетают на Родину. Новосибирцы еще почти неделю будут греться у теплого моря, на острове Чанг.

Утром завтракаем, прощаемся и садимся в разные машины. Одна машина везет Ирину Рыжову, Ирину Трифонову и Викторию Сазонову в аэропорт. До свиданья, девочки. Спасибо вам за время, проведенное вместе. За это время вы мне стали родными и любимыми. До новых встреч!

А оставшиеся садятся во вторую машину и направляются к другом морю – Южно-Китайскому, на остров Чанг. Нам привычнее слышать Ко Чанг. «Ко» означает «остров», «чанг» означает «слон». Значит, едем на остров-Слон.

В пути мы 4 часа, за разговорами не замечаем, как приехали на пирс. Здесь погружаемся на паром, которым переправляет нас на остров, загружаемся в открытую машину-двурядку, которая гордо именуется «такси». Вещи на крыше, внутри на двух лавочках напротив друг друга по шесть человек. Начинается крутой подъем. Серпантин еще тот. Я сижу с краю, держусь двумя руками за поручни – того и гляди, выпадешь.

Но вот мы и на месте, тут нас встречают Валера и Виталий, которые уехали на Ко Чанг днем раньше. Удивительное время настало: куда ни приедем - везде свои люди. Размещаемся в номерах. У нас номер классный, прямо на берегу моря, даже переодеваться не нужно – в купальнике в море, потом пять шагов до домика. Вытираюсь уже тут. У девчонок номер ближе к дороге, гораздо хуже. К тому же, у них нет горячей воды и они не довольны. Но ничего, завтра мы с Виталием уезжаем в другой отель, а они переедут в наш номер.

Я же просто в восторге от этого отельчика, он мне напоминает добротную советскую базу отдыха, все дорожки – из травы, классное море, все просто, но очень здорово. Идем на ужин, еще один приятный сюрприз – кухня великолепная. Нам приносят замечательный том ям и пад тай, которые мы очень любим.

Назавтра мы с мужем переезжаем в другой отель, который понравился нам в прошлый приезд, и каждая группа живет своей жизнью. Я наслаждаюсь морем и солнышком, хожу на массаж, фотографирую, учу английский. Жизнь – просто райская. Мы снова все встречаемся в последний вечер пребывания новосибирских девчонок на Ко Чанге. Уже завтра утром они выезжают с острова, ночуют в Бангкоке, а утром 28  декабря вылетают в Россию.

Мы делимся впечатлениями последних дней, едим тайские фрукты и гуляем по территории, которая щедро украшена разноцветными гирляндами. В ресторане, расположенном на берегу, красивая музыка, тепло, плещется море. Уезжать, конечно, не хочется. Но мы уже твердо знаем, что Таиланд покорил сердца всех участников нашей поездки, как и наши несколько лет тому назад...

А мы втроем - я, Виталий Волков, Валерий Дружинин - еще пробудем в Таиланде 3 дня.  Здесь мы сделаем необходимые покупки, еще несколько раз побалуем себя массажем, посетим наш любимый храм Ват По и 31 декабря, как раз под новый год прилетим в Новосибирск.

Родина нас ждет:  в Сибири всего 12 градусов!  Паспортный контроль проходим очень быстро, ибо работают все кабинки, багаж выдают очень быстро, таможенники на выходе проверяют  только чемоданы! По всему видно, что только желание скорее попасть домой вынуждает работников аэропорта Толмачево работать быстро и четко. Спустя всего лишь полчаса мы мчимся домой, к новогоднему столу .

С новым годом, Новосибирск! С новым годом, Россия!