Мягкие мануальные техники

26 Ноя 2012

Мягкие мануальные техники

Мягкие мануальные техники

Евгений Литвиченко

Что же это такое? Дай, Бог, мне разума - объяснить, а читающему терпения – понять.


Дифирамбы.

В первую очередь, дам ссылку на сайт специалиста, который познакомил меня с этой системой: Юрий Валентинович Чикуров, доцент, кандидат медицинских наук (не за горами и доктор). Великолепный специалист и в чем-то гениальный преподаватель, способный сложные вещи показать емко и доступно.
Конечно, справедливым будет сказать, что я к мягким технологиям уже давно и упорно двигался сам, находя их в массаже. И, в какой-то момент, попавшая мне в руки книга Юрия Валентиновича "Мягкие техники в мануальной терапии", показала, что я не один такой, и имеет смысл посмотреть, как это делают другие. Съездил, посмотрел =)
Во вторую очередь, необходимо добавить, что это не статичная система когда-то кем-то собранных терапевтических приемов. Это динамическая, развивающаяся, интегральная методика деликатных, дозированных, безболезненных воздействий на суставы и ткани. В ней присутствуют как заимствованные приемы, так и авторские. где-то одних авторов, где-то других, где-то свои собственные =) Органичность сочетания традиционных приемов с авторскими зачастую дают серьезные результаты.
В третью очередь, хочу поблагодарить всех своих пациентов, особенно сложных, особенно тех, кому мне не удалось помочь (хорошо, что таких пока немного), за то, что не дают расслабляться в уверенности собственной исключительности =) Отдельное спасибо моим преподавателям, каждый из которых демонстрирует новый уровень понимания предмета и "высший класс технического пилотирования". Спасибо пока еще немногочисленным ученикам за дурацкие вопросы, которые помогают мне быть всегда "в тонусе".
Неизвестный северный олень.
Ладно, это дифирамбы. Теперь, что это и с чем его едят. Массаж – это понятно всем. Может, не каждый пробовал, но понятно. Мануальная терапия тоже знакома большинству людей. Хотя бы по фильмам-боевикам, когда кто-нибудь кому-нибудь коротким приемом сворачивает шею с летальным исходом :-). Конечно целью мануального терапевта совсем не является сворачивание шеи насмерть, а совсем наоборот. Но я специально указал пример именно так, для того чтобы показать суть приемов – короткая, резкая манипуляция на позвоночнике, и для того, чтобы акцентировать внимание на определенной «опасности» проведения приемов мануальной терапии на шейном отделе. Конечно, профессиональный мануальный терапевт со мной поспорит, и будет долго говорить, что в последнее время мануальная терапия движется в сторону мягких техник, внимательного всестороннего обследования с целью исключения возможных осложнений и т.п. но…в последнее время мануальная терапия действительно идет к более внимательному взвешенному подходу, применению различных менее жестких и травматичных приемов. Однако, дополнительные обследования сильно утяжеляют лечение финансово, требуют дополнительного времени и условий. А с мягкими техниками происходит следующее. Традиционное понимание мануальной терапии, в последнее время, уже знакомо большому кругу специалистов традиционной медицины. Хотя нюансы, возможности, противопоказания и т.п. известны только кругу практикующих специалистов.

Мягкие же техники, той же самой мануальной терапии, и вовсе являются «достоянием» немногих избранных, которые прошли до- или переобучение. Остеопатия же, известна даже не всем «избранным» :-). Причина в юности остеопатических техник в нашей стране (около 15 лет), в том, что подготовка специалиста по остеопатии занимает от 4 лет и, в основном, в Москве, в Питере и за границей. Потому и «кучкуются» они, по большей своей части, там, появляясь за Уралом единичными экземплярами, которых впору заносить в Красную Книгу.

Вот и приходим к тому, что основная масса «простых смертных», включая врачей ортодоксальной медицины, просто не имеют понятия, что это за зверь такой – остеопатия, что он может, и с чем его едят. И у многих в моем городе появляется куча вопросов, вплоть до легкого испуга – «уж не колдовство ли это?». Одна барышня даже к батюшке ходила на благословение :-). В общем, новое не просто себе дорогу прокладывает, хотя и дает большее за меньшее время.

Поэтому, в четвертую очередь, я сделаю таки попытку рассказать, что это такое. Оговорюсь сразу, что на полноту я не претендую. Просто попробую на «общечеловеческом» рассказать о некоторых приемах и подходах метода, применяя образы для перевода с узких терминологических оборотов.


Работа через фасции, фасциальная раскрутка, фасциальный релиз или игра в бутылочку.

Кто разделывал мясо, тот наверняка заметил, что сверху на нем есть тонкая пленка, которая покрывает не только отдельные волокна, но и пучки мышечных волокон и несколько мышц сразу. Это она – фасция. Грубо говоря, фасции покрывают в той или иной степени все, что у нас есть в организме. Даже на кости сверху, есть некоторый слой более рыхлый, чем сама кость. Поскольку фасция имеет более плотное строение, чем мягкие ткани, менее растяжимая, то сравнить ее можно с пластиковой бутылкой. Подобный образ использовал в своей книге С.В. Новосельцев, представитель Питерской школы.

Мысленно наполним нашу пластиковую бутылку желе. Желе, получается мышца, пластиковая бутылка – фасция. Сверху нашу модель обернем полотенцем и тонким платком. Полотенце моделирует подкожно-жировую клетчатку, а платок – кожу. Внутрь бутылки в желе останется только добавить гвоздь – вместо кости. Вот и модель. Желе, пусть оно будет разноцветным (малиновое, лимонное и арбузное) :-) - это группа мышц, выполняющих разные функции. Оно свободно колышется внутри нашей конструкции – свободно сокращающиеся и растягивающиеся мышцы.

Давайте перегнем нашу бутылку пополам, или скрутим. Вернув все в исходное состояние, мы обнаружим на пластике «морщины». Условно, мы получили посттравматические рубцы. Они будут активно мешать свободному «колыханию» нашего желе внутри бутылки, исчезнет свобода движения, мягкость перемещения, полнота объема. Даже, если боль в мышце давно прошла, след все равно, скорее всего, остался. Мышца, или группа мышц, более не могут выполнять свою функцию полноценно. И хотя у человека ничего и нигде не болит, в организме наметился некоторый сбой, отклонение.

Организм мудр и гармоничен. Он не терпит искажений. Если, он что-то не может исправить обратно, то начнет к этому приспосабливаться. Вносятся какие-то маленькие, незаметные изменения: «там ушили, здесь подтянули…». Понятно, что компенсация идет за счет других, соседних участков. Пока внутреннего ресурса у организма хватает, человек ничего не замечает. Ну, может слегка, испытывает некоторый дискомфорт. Когда компенсаторные факторы исчерпывают внутренний ресурс (а он у каждого человека свой) звеньев, за счет которых поддерживалось общее равновесие, слабые звенья «вылетают». На языке врача – теряют свои функциональные способности (снижают свою работоспособность, или выключаются полностью).

На привычном языке – болеть и не работать. И далеко не всегда боль появляется рядом с местом начального поражения. Так нередки случаи болей в шее при начальном поражении колена, и наоборот. Вот и первое удивление пациента, когда после долгого рассказа о том, как у него болит в пояснице, доктор, поставив его перед вертикально натянутой веревочкой с грузом, просит его лечь на спину, и что-то колдует с шеей или вовсе «ничего не делает на затылке». Второе удивление, напополам с суеверным страхом, возникает, когда пациент встает и понимает – в пояснице пусть не прошло совсем, но значительно (!) легче (а бывает, и совсем прошло).

Так ненавязчиво мне удалось рассказать и о способе нахождения приоритетной зоны. Поставил перед отвесом, и все видно. «Высокие специалисты» меня могут долго и остро критиковать, что дескать это примитивизм, и он не все может показать… но. Простота и скорость, а также некоторая внимательность, анализ «входящих» данных, опыт и пр, и т.п. позволяют быстро, без больших затей и без серьезных затрат со стороны времени и денег, получить направление, в котором будет двигаться лечащий специалист. Данный способ не единственно верный, и, надо оговориться, что в серьезных случаях дополнительное обследование все-таки необходимость.

Вернемся к нашим фасциям. Как уже говорилось, они оборачивают буквально все, переходя одна в другую. Следует из этого, что, потянув за одну, можно потянуть и за другую, и за третью, и за четвертую… Помню, как я сам был удивлен, проверяя на практике постулат о том, что можно за палец ноги, «дотянуться» до шеи. Дотянулся :-).

Кроме того, есть в организме места, условно, переплетения сразу группы фасций. Называются они мембранами или диафрагмами. Одна из них совпадает с анатомической, той, которая не позволяет глубоко вздохнуть при переедании :-). Воздействуя на такие зоны, можно оказать влияние в нескольких направлениях и сразу получить положительный эффект в разных местах.


Чужие ноги под одеялом.

Теперь о том, как же специалист оказывает воздействия на эти фасции. В том числе, это вопрос развития собственной чувствительности посредством пальцев. Как там партизаны определяли, едет ли поезд? Прикладывали к рельсе ухо. Специалист по остеопатии сделает тоже самое, приложив к рельсе подушечки пальцев или ладонь. Когда меня спрашивают, как я это чувствую, я привожу пример: «Вы же даже под очень толстым одеялом, чувствуете чужие ноги!» :-). Практика, практика, практика...

Слегка надавите на наш «бутерброд», сместите платок и полотенце в сторону. Тоже слегка. И под ними почувствуете упругую пластиковую бутылку. Поупражнявшись, можно будет по отдельности чувствовать и платок, и полотенце, и бутылку, и желе, и гвоздь.


Тянем-потянем.

Вернемся. Что должен сделать терапевт, чтобы всем стало хорошо? Правильно, растянуть и/или разгладить рубцы на нашей бутылке. Ничего более не препятствует нашему желе – функция восстановлена! Делается это двумя способами. Берем бутылку за один конец, второй фиксируем и растягиваем очень нежно и потихоньку. До тех пока рубец не растянется, и поверхность нашей пластиковой бутылки не станет гладкой. Как следствие, исчезнут деформации как самих мышц-органов (наше разноцветное желе), так и их функций, т.е. происходит нормализация, излечение.

Второй способ более волшебный :-). Сначала специалист находит, где находится «рубец». Как именно он это делает, я расскажу немного отвлекаясь прямо сейчас, иначе со вторым способом будет совсем ничего не понятно. Представьте себе, что на вас напало домашнее рвение (женщины), или армейские будни (мужчины), или вы вспомнили пионерлагерное детство (и те и другие). В пылу вашего рвения вы натянули простынь на вашем диване (кровати) до состояния звенящей струны. Простынь блестит белизной, красота! Ладонью проводите – ощущение единой бесконечной поверхности!

Закрываете глаза, прислушиваясь к невероятным ощущениям под ладонями, и тут хитрый ребенок, подкравшись незаметно, тихонько опускает на вашу замечательно натянутую простынь утюг. Пусть цивилизация подменила огромные чугунные утюги на легкие, почти невесомые, тем не менее, поверхность под руками дрогнет, и потянется в какую-то одну сторону. Туда, где лежит утюг. Возможно, что некоторые участки простыни пойдут морщинами. Все испорчено. Шкодливый ребенок и легкий утюг разрушили все воспоминания прошлого и тактильное удовольствие.

Таким же образом специалист определяет места нарушений. Прикасаясь к различным участкам тела, он чувствует искажения в натяжениях тканей. Надеюсь, вы понимаете, что это не единственный метод диагностики. Теперь вернемся ко второму способу лечения. Я уже говорил, что он более «волшебный». Именно он радикально отличает мягкие мануальные техники от остальных мануальных технологий. В первом описанном мною методе лечения представлен наиболее распространенный подход: есть зажим – его надо растянуть или размять! Это справедливо не только для тканей, но и для суставов. Есть блок – растяни его, и поверни в противоположную блокированию сторону!


Парадокс.

Второй же способ лечения предполагает совсем иную, даже парадоксальную, методику. Она предполагает, что если в организме есть зажим (спазм), значит это кому-нибудь (ему, родному организму) нужно! Значит, это какая-то его защитная реакция на что-то. На что именно, об этом я расскажу как-нибудь в другой раз. Ну, так вот. Раз это его защитная реакция, и раз она ему нужна, и раз она направлена в какую-то сторону, значит… надо продолжить это движение! Парадокс!

Все говорят, что надо вернуть исходное состояние, а тут утверждается, что ничего возвращать не надо, наоборот, продолжите движение! Доведите его до логического конца (когда-то же он наступит). Специалист «выслушивает» куда направляется зажим ткани, и продолжает это движение, до тех пор, пока оно не прекратится. Остановившись в этом месте на некоторое время, он может к своему удивлению обнаружить появление каких-либо феноменов - потепление, пропотевание, дрогнула ткань и «поплыла» и многое другое. Это значит, что что-то разрешилось, пришло к своему логическому концу.

Отпустив ткань (напоминаю, что везде можно читать – сустав) специалист обнаруживает, что спазм исчез! Ну, если не исчез, то сильно уменьшился. Если вспомнить про нашего шаловливого ребенка с утюгом, то чтобы расправить ткани, надо будет не тянуть простынь от утюга, а, наоборот, к утюгу. Натяжение ослабнет, данный участок выйдет из стрессирующего состояния, отрапортует, что все в порядке, и сигнал из центральной нервной системы придет: «прекратить сжиматься, отбой воздушной тревоги» :-). Чудеса, да и только. В переводе на нашу пластиковую бутылку, если ее еще больше скрутить, то она сама после этого расправится, и ее функции восстановятся :-).

Если зажимов набирается несколько, то рука может «плыть» от одного к другому, последовательно снимая их все. Иногда траектория начинает идти по «среднему вектору», который учитывает несколько зажимов сразу. Получается нечто похожее на свободное трехмерное движение руки. Техника так и называется – «трехмерная настройка».

Конечно же, я все сильно упростил. Конечно же, за всем этим стоит серьезное научное, физиологическое и практическое обоснование. Но в целом все обстоит именно так.
Источник: http://flyhands.ru/Article/Pro_Mjagkie_Podhodi/23/




Вернуться на главную страницу