Сонгкран - тайский новый год

12 Апр 2012

Сонгкран - тайский новый год

Из всех многочисленных праздников Таиланда Сонгран самый зажигательный. Также его встречают в Бирме, Камбодже и Лаосе.

Сонгран – тайский вариант санскритского слова, означающего вхождение солнца в знак зодиака. Но конкретно этот весенний праздник отмечается, когда солнце входит в овна. Полное название – Маха Сонгран, или Главный Сонгкран. Но люди обычно просто называют его Сонгкран, потому что только он представляет интерес. Это традиционный новый год, когда люди наслаждаются выходными на всю катушку. Даты фестиваля изначально высчитывались астрологическим путём, но сейчас они фиксированы. До 1888 года в Таиланде Сонгкран являлся началом года, а до 1940 года год начинался с 1 апреля. Сейчас Сонгран проходит с 13 по 15 апреля, а в некоторые года по 16 апреля. Фактически, Сонгкран – это празднование весны, подобно индийскому фестивалю Холи, китайскому Чинг Минг, или христианской Пасхе. Фестиваль Сонгкран также похож на наш «день дурака» 1 апреля, и раньше деревенские девушки подшучивали над попадающимися на пути парнями, измазывая их сажей. Как отголосок этой традиции, сейчас можно встретить людей с лицами, покрашенными в белый цвет, пудрой, тальком или мелом.

В канун Сонгран (12 апреля) люди убирают дома и сжигают мусор. Это день очищения и обновления. Жители затевают большую весеннюю уборку, так как верят, что любая плохая вещь старого года может навлечь несчастья на своего владельца. Также этот день можно считать общественным днём здоровья.

Рано утром в первый день Сонгкран, люди одевают новую одежду и идут в храм или монастырь. В специальном месте стоит длинный стол, по обе стороны которого стоят чаши для подаяний, в которые люди кладут рис, фрукты, конфеты, и другую еду. В некоторых храмах наблюдаются торжественные шествия.

В полдень начинается церемония омовения образов Будды. Считается, что это принесёт удачу и процветание в новом году. Во многих городах образы Будды всех главных храмов проносят по улицам, чтобы люди могли их облить (ритуальное купание Будды). После этого начинается хорошо известный праздник обливаний. Ритуальная процедура купания образов символизирует новогоднее очищение. Также в этот и последующие дни молодёжь ходит к старшим и уважаемым людям, чтобы высказать своё почтение, и попросить благословения. Они дарят старикам полотенце и другие вещи для купания. Раньше это был действительно «банный» день, когда молодые люди помогали старикам принять ванну и сменить свою старую одежду на новую, принесённую в дар в знак уважения.

Ещё одно дело, которое нужно сделать в Сонгкран – религиозный обряд, называемый Бангсакун, проводящийся в память об умерших. Пепел и кости после кремации обычных людей зарывали в корнях фигового дерева, которое есть почти в каждом храме. Фиговое дерево является символом просветления Будды, ведь именно под таким деревом Будда медитировал и получил прозрение. Позднее часть праха люди стали оставлять дома, в специальных вазах. Этот ритуал совершает один или несколько монахов в месте захоронения. В некоторых местах люди приносят прах с собой в храм, где проходят общую поминальную службу. В некоторых частях Таиланда жители преподносят дары духам, охраняющим город или деревню.

Хотя Сонгкран официально начинается 13 апреля, некоторые люди предпочитают начинать праздновать заранее. Кроме того, четырёх дней обычно недостаточно для водяных боёв. Например, в Чианг Мае, северной столице Таиланда, фестиваль может продолжаться шесть и более дней.

Изначально обливание водой появилось как выражение уважения. Люди брали священную воду, оставшуюся после омовения образов Будды, и аккуратно лили на плечи тем, кому желали удачи в наступающем году. Среди молодёжи обливания были также популярны, как средство от жары, ведь апрель – самый жаркий месяц года, когда температура нередко доходит до 40 градусов. Позднее это превратилось в массовые обливания и водяные бои. Иногда в воду также добавляются ароматные травы, а некоторые шутники добавляют мел.

Валерий Дружинин




Вернуться на главную страницу